Дом Бадигина: сохраняя дух времени
Весной 2009 г. пензенские СМИ сообщали о пожаре, произошедшем в ночь на 22 апреля в доме на ул. Куйбышева, 3: «Дом полыхал всю ночь, на месте работали 8 пожарных расчётов. Полностью выгорела крыша, 3 и 2 этажи, со стороны видно обугленные перекрытия и потрескавшиеся от жара стены. Так что если он будет реконструироваться, на это уйдут колоссальные средства».
Двухэтажный с мезонином дом занесён в Свод памятников истории и культуры Пензенской области в 1988 г.: в нём родился и жил Герой Советского Союза, писатель и исследователь Арктики Константин Бадигин.
Симпатичный домик был построен во 2-й половине ХIX в. Он весьма удачно вписывается в ансамбль находящихся рядом зданий. Женская гимназия, художественное училище, казначейство, библиотека им. Лермонтова, присутственные места – окружая Лермонтовский сквер, эти старинные дома сохраняют неповторимый облик и дух старой Пензы.
До пожара дом пустовал в течение длительного времени, по-видимому, в нём обитали бомжи.
После пожара стало окончательно ясно, что бюджетных средств на его восстановление не хватит. Дом с мезонином был выставлен на аукцион и приобретён ОАО НПП «Химмаш-Старт» с заключением охранного обязательства между собственником и министерством культуры и архива Пензенской области. В соответствии с документом собственник принимает на себя обязательство сохранить внешний вид здания и приспособить его для современного использования, кредитно-финансового и административно-офисного.
Пока не случился пожар, пензяки и не подозревали, что с виду кирпичный дом построен из брёвен, а потом оштукатурен. Новый собственник первоначально предпринял максимально возможную консервацию уцелевших частей здания. Однако техническое состояние памятника после пожара оказалось таково, что было принято решение его демонтировать и воссоздать заново.
Многие горожане опасались тогда, что дом полярника Бадигина постигнет участь родовой усадьбы академика Тенишева. В 2005 г. этот объект культурного наследия регионального значения разобрали с обещанием восстановить, но так и не восстановили до сих пор (см. «УМ» № 30 (451) от 3 августа 2012 г.).
Порядка двух лет ушло на получение всех необходимых документов, проведение историко-культурной экспертизы, согласование проекта воссоздания дома Бадигина с министерством культуры.
Сейчас восстановительные работы близятся к завершению. За строительными лесами проглядывает почти готовый фасад.
Дом восстанавливали по архивным документам, старинным фотографиям. С уцелевших деталей элементов лепнины были сделаны слепки. Чугунные украшения, которые не успели растащить после пожара, использовали для образцов.
На интернет-форумах Пензы время от времени появлялись высказывания скептиков, недовольных тем, что памятник отстраивают заново по современным технологиям. Что ж, идеал ортодоксального реставратора – это бревенчатые стены, дранка, печное отопление и отсутствие электричества.
Но, по-моему, гораздо важнее, что полностью сохранён внешний вид дома. В историческом центре воссоздан ещё один старинный уголок.
К сожалению, так повезло далеко не всем пензенским памятникам. Например, на месте усадьбы князей Тенишевых в настоящее время пролегает транспортная развязка.
А в доме Бадигина наружные работы обещают завершить к 350-летию Пензы. И территория вокруг дома будет благоустроена в соответствии со стилем эпохи.
Надо заметить, что в 2001 г., к празднованию 200-летия Пензенской губернии, фасады старинных домов на ул. Московской засияли как новенькие, радуя глаз. Спустя 10 лет единицы сохранили прежний вид. Потрескавшиеся стены и отвалившаяся штукатурка показывают, насколько в действительности хозяев дома заботит сохранение его исторического облика.
В связи с этим «Улица Московская» задала вопрос Льву Ходосу, чья архитектурная мастерская восстанавливает дом Бадигина:
– Сколько простоит дом после празднования юбилея Пензы?
– До 700-летия достоит спокойно. Этому зданию стоять века и века: железобетонная монолитная плита фундамента, железобетонные монолитные стены подвала, железобетонный каркас и стены из красного кирпича.
Наружные отделочные материалы применены самые долговечные из современных. Декоративные элементы: капители, колонны, – наши пензенские скульпторы отливают из фиброармированного бетона. Это не гипс, который рассыпается, и не пенопласт, который усыхает, это очень надёжный материал. По той же технологии выполнены элементы фасада на здании театра.
Все элементы, поскольку они очень тяжёлые, капитальнейшим образом закреплены на оцинкованных металлических шпильках, проходящих сквозь стену. Монтажные отверстия будут заделаны специальным составом. Покрытие кровли – оцинкованная сталь, окна – деревянные стеклопакеты. Другого варианта, так как это памятник, нет, но сделано всё очень качественно.
– Дом – фактически точная копия того, что было?
– Конечно, мы убрали сделанные в советское время пристройки. Ввели некоторые элементы, связанные с современными противопожарными нормами. Лестница на мезонин была абсолютно тёмная, а по противопожарным требованиям она должна быть освещена естественным светом. В связи с этим на крыше появился витраж, который не ухудшает архитектуру здания и выполняет функцию освещения лестницы.
Здание мы приподняли почти на метр из земли, оно стало менее приземистым. Думаю, мы не погрешили против истины: исторические напластования за 100 лет примерно столько и составили.
– Правда ли, что в скверик рядом с домом Бадигина перенесут убранный с Советской площади памятник Карлу Марксу?
– По заданию городской администрации наша мастерская делала компьютерное моделирование размещения бюста Карла Маркса на разных участках. Вариантов было несколько, все они рассматривались в администрации. В конечном итоге был выбран скверик на углу ул. Куйбышева и ул. Лермонтова. Хорошо, что памятник будет в таком активном месте и недалеко от первоначального размещения. В настоящее время мы заканчиваем рабочую документацию проекта.