Звоните нам
+7 (8412) 68-23-39
пн-пт: 10:00 - 19:00
Просто заполните форму, и наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время.

Ваше имя (обязательно)

Ваше телефон (обязательно

Перезвонить мне
Спасибо! В ближайшее время вам перезвонит наш менеджер.
Закрыть
26 Января 2015

Как град Китеж

Дом с мезонином на Куйбышева, 3 это памятник истории и культуры: там жил известный полярник Константин Бадигин, который в 30-е годы в течение 812 суток дрейфовал в Северном ледовитом океане на ледоколе «Георгий Седов», за что и получил звание герой Советского Союза.

Вообще здание представляет собой типичный провинциальный образец архитектуры мещанско-купеческой городской усадьбы, дом с мезонином – архитектурный прием, характерный для XIX – начала XX веков. С моей точки зрения, в свое время здание было довольно симпатичным и формировало определенный колорит городской среды той эпохи. Дом Бадигина оставался одним из последних исторических построек, сохранившихся в том районе Пензы.

В последнее время историческое здание пустовало и оказалось заброшенным, там поселились бомжи. В итоге в прошлом году в доме произошел пожар - пострадали фасад, кровля и внутренние помещения.

По сути, дом с мезонином стал виртуальным памятником, как град Китеж, мерцало лишь его провидение. Но поскольку он относился к памятникам регионального значения, закон требовал его воссоздания. Наверное, это редкий случай, когда в России работают законы, и Росохранкультуры – ведомство, следящее за их исполнением, не объедешь ни на какой козе. Это большой плюс, когда попадаются не особо порядочные заказчики.

К счастью, в нашем случае нашелся сознательный инвестор, который выкупил руины и сейчас готов максимально точно воссоздать здание в историческом виде. Внешне оно будет соответствовать тому, что было, внутри же, поскольку сейчас это уже коммерческая недвижимость, скорее всего, разместятся офисы.


«Разбирая кости»

Существует несколько направлений, которые приняты при реставрации: собственно сама реставрация, которая подразумевает максимально бережное сохранение исторических элементов и восстановление утраченных; второй способ, когда уже нечего сохранять, называется воссоздание.

Практика последнего была широко распространена в советские годы, особенно после войны, когда фашистами были уничтожены многие памятники. К счастью, остались фотографии, архивные проектные документы, которые позволили воссоздать, например, многие дворцы под Петербургом. Государство потратило на это огромные деньги.

Сейчас практика новоделов часто оказывается необоснованной, как например, в Москве. Юрий Михайлович Лужков широко ввел ее в обиход, вследствие чего московская интеллигенция открыто порицает такие действия всевозможными акциями и публикациями.

В нашем же случае с домом Бадигина новодел оказался единственной возможностью воссоздания. После пожара здание было ужасно захламлено. Наша мастерская вместе с другой проектной фирмой занимались обследованием строительных конструкций на предмет возможности их восстановления. Но мы убедились в том, что этот труп никакими припарками уже не оживить.

Дом был частично деревянным и кирпичным. Головешки, которые остались от верхней части дома не могли быть основой для восстановления. Ветхий кирпич, который также пострадал в огне, рассыпался в руках, поскольку до пожара уже был в плачевном состоянии. Фактически целым остался только бутовый фундамент, который применялся в XIX – начала XX веков. Но сам по себе он ни историческую, ни культурную, ни архитектурную ценности не представляет. Кроме того, он не может являться основанием для дальнейшего возведения нового здания с современными нормами проектирования и строительства.

Учитывая то, что здание практически погибло, было принято решение «разбирать его кости», чем сейчас и занимается проектная организация.

В дальнейшем строительстве, разумеется, будут использованы современные материалы, без которых не обойтись и благодаря которым, здание сможет простоять еще не одну сотню лет. Хотя, если есть возможность, мы также стараемся использовать и аутентичные средства. Так, например, на одном объекте мы применяли кирпич, взятый из разборов старых домов на Урицкого. В Европе это считается нормой: восстанавливают при помощи старинных досок и кирпичей, но это очень дорого. К сожалению, в России, тем более в провинциальных городах, таких денег нет.


Везет на клиентов

Наша мастерская сделала много проектов реконструкций, начиная с собственного офиса и заканчивая торговым центром «Империя», где многие исторические элементы удалось сохранить.

Думаю, что успех нашей работы и признание на конкурсе «Архитектурный рейтинг» заключаются, прежде всего, в том, что нам везет на клиентов: попадаются мыслящие люди, которые кроме коммерческого интереса хотят, чтобы их здания имели культурное и историческое значение. Это очень важный фактор, который вселяет оптимизм.

Вообще подрядчик и архитектор – это инструменты в руках заказчика. Поэтому если объект оказывается успешным, на 90% это заслуга заказчика.